Государственное Бюджетное Профессиональное образовательное учреждение Самарской области
Самарский Энергетический Колледж
ВЕДУЩИЙ КОЛЛЕДЖ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Самара, ул. Ташкентская, 88
Телефон приемной комиссии: 8(846)959-09-38
Мы созидаем энергию будущего!
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Здесь тыл был фронтом

Мы продолжаем рубрику #СамараЗапаснаяСтолица от Волонтёров Победы Самарского энергетического колледжа посвящённую 75-ти летию Победы и расскажем про наш родной город во времена Великой Отечественной Войны. Во втором выпуске мы расскажем,как тыл в Куйбышеве стал фронтом!

В годы ВОВ заводы Куйбышева не прекращали работать и в усиленном режиме производили военную технику. Их заслугой, в том числе, является непосредственное участие в создании легендарного штурмовика ИЛ-2.

ИЛ-2 самый массовый боевой самолёт в истории, бронированный низковысотный штурмовик, единственный в мире самолёт сопровождения пехоты, имеющий мощное пулемётно-пушечное вооружение, замки для подвески бомб различных калибров. Броня включена в конструкцию, что защищает двигатель, бак и кабину пилота.

Скорость самолёта - до 437 км/ч

Бомбовая нагрузка - 600 кг

В "Запасной столице" развивались:

- Авиастроение

- Станкостроение

- Металлообработка

- Моторостроение

- Подшипниковая отрасль

- Нефтедобыча и нефтепереработка

- Электротехническая отрасль

Развивались заводы:

Куйбышевское агрегатное производственное объединение (КАПО)

Завод «Прогресс»

Авиационный завод

Завод «Металлист»

Завод «Куйбышевкабель»

9 ГПЗ (подшипниковый завод)

Завод аэродромного оборудования

КАТЭК

Моторостроительное объединение им. М. Фрунзе

Металлургический завод им. Ленина

Осенью 1941 года в Куйбышев из осажденной территории были эвакуированы около 40 крупных оборонных предприятий. Тихий провинциальный город в считанные месяцы превратился в крупный индустриальный центр. Промышленная революция делалась на пределе сил и человеческих возможностей. Рабочий день во время войны составлял 11 часов, многие работали по 16-18.

Объем производства в области увеличился в 7 раз, а по городу – в 11. Куйбышев за годы ВОВ произвёл:

- 66 681 самолет (это 48% от общесоюзного производства) построил за годы войны авиапромышленный комплекс Поволжья

- 26 888 штурмовика Ил-2 (74% от всех самолётов)

- 1 270 штурмовиков Ил-10 поставили фронту эвакуированные в Куйбышев заводы №1 и №18

- 6 млн 300 тыс. шинелей пошили для армии куйбышевские предприятия легкой промышленности

- 330 тыс. комплектов теплого обмундирования

- 9,3 млн головных уборов

- 172 тыс. армейских курток

- За годы войны было выпущено 54 427 пулемётов "ДШК"

- Куйбышевский Авиационный завод за выпустил более 22,5 тыс.самолётов

Тыловой Куйбышев жил по законам военного времени. От размеренной мирной жизни остались только воспоминания. Город превратился в один большой конвейер — с осени 1941 года область приняла и разместила около 80 заводов с территорий, оказавшихся под угрозой оккупации вражескими войсками. Часто на переезд им отводилось не больше 2-3 дней. Огромное предприятие должно было сняться с места, погрузиться на поезда и развернуться на Волге. «Надо было спасать людей, оборудование, технику: каждый станок был на вес золота. Из Москвы в Куйбышев ехали ровно месяц. Вшивые, голодные, плохо одетые. Приехали практически в никуда. Рабочие сами разгружали эшелоны, устанавливали оборудование. 16-летние мальчишки ворочали тяжеленные станки, детали. Более или менее обустроившись, начали работать», - вспоминают ветераны заводов.

В годы Великой Отечественной войны завод имени Масленникова в короткий срок освоил выпуск снарядов для реактивных систем залпового огня «Катюша».

Оборудование выгружалось прямо на открытые площадки и монтировалось одновременно со строительством корпусов. Дождь, слякоть, мороз – ничто не могло быть причиной остановки работ. «Осенью 1941 года началась эвакуация авиационного завода в Куйбышев, - вспоминал один из непосредственных участников операции авиаинженер. - Под Сызранью наш состав подвергся обстрелу, бомбой разнесло пути перед эшелоном. Привезли нас на станцию Безымянка. Здесь силами заключенных возводились стены завода, который изначально проектировался как нефтехимический, но в срочном порядке был перепрофилирован. Не было крыши, стен, все проходы изрыты траншеями для теплотрасс.

Дневной паек - 500 граммов хлеба. Зачастую спали прямо в цехах, вповалку. Расквартированных в городе рабочих перевозили в вагонах-теплушках, причем набивалось людей столько, что они ехали стоя, тесно прижавшись друг к другу».

И так развертывались не одно-два, а десятки предприятий. Только неимоверными усилиями эвакуированные заводы уже через один-два месяца после переезда начинали выпускать необходимую фронту продукцию.